01.01.2025 11:03
Аналитика.
Просмотров всего: 10868; сегодня: 1.

Дедов морозов много не бывает

Дедов морозов много не бывает

Самый долгожданный гость, ценитель пышных шуб и щедрый даритель — Деда Мороза знает и стар, и млад. А вот о том, что в каждом регионе России живет свой Дед Мороз, слышал не каждый. Один — чудесный музыкант из Чувашии, другой — древний прикамский великан, а у третьего, из Якутии, даже есть волшебный бык, предвещающий лютые морозы.

Любитель праздников

В Татарстане живет Кыш Бабай — «зимний дед», или «зимний предок». Самобытный сказочный татарский персонаж пришел из тюркской мифологии. По легенде, зимнее божество Кыш Тонгрессе (в народе его называют Кыш Бабай), который повелевал морозами, был еще и большим любителем праздников. Каждый год он устраивал торжество в честь верховного бога Тенгре, появившегося на свет в самую длинную ночь декабря. Люди водили хороводы вокруг священного вечнозеленого дерева, а вместе с ними и приглашенные духи.

Кыш Бабай никогда не забывал позвать других божеств и духов на праздник, а некоторые из них, например духи леса и воды, присоединились к его свите и по сей день помогают ему принимать гостей. Во время праздника «зимнего деда» непременно сопровождает его дочь Кар Кызы.

Одеяния Кыш Бабая и его снежной дочки подчеркивают особенности национального татарского костюма. Преобладающий цвет тканей — зеленый. На голове у Кыш Бабая — традиционная татарская тюбетейка с опушкой. Этот головной убор, а также самобытность традиций, яркие праздники и красота народных танцев стали визитной карточкой Республики Татарстан.

Хозяин оленей

Ямал Ири — зимний волшебник из Ямало-Ненецкого автономного округа. Говорят, он появился на свет вместе с тундрой, но сам чародей на вопрос о своем возрасте отвечает уклончиво: «Оленей у меня столько, сколько мне лет, а лет мне столько, сколько в тундре белый свет». Разузнать все у местной Снегурочки тоже не получится: Ямал Ири путешествует один и сопровождают его только ездовые олени или собаки.

Как и у всех Дедов Морозов, у зимнего чародея с Ямала имеется волшебный посох. Он изготовлен из лиственницы — священного дерева его родных мест. На поясе шубы, украшенной орнаментом из мамонтовой кости, висят обереги из медвежьих клыков. В складках одежды Ямал Ири прячет особый бубен: его звуки отгоняют злых духов и помогают «забубнить» дурные мысли.

Могущество волшебника хоть и велико, но не безгранично, и справляться с новогодними обязанностями в одиночку Ямалу Ири непросто. Можно предположить, что в этом ему помогают главные обитатели Заполярья — белые медведи и северные олени. 

Сказочный музыкант

Чувашского новогоднего волшебника Хель Мучи не случайно считают самым музыкальным Дедом Морозом: он единственный из них умеет играть на древних музыкальных инструментах. Например, на шахличе и кавале, а еще на старинной флейте или национальной скрипке купасе. Говорят, что Хель Мучи настолько одарен, что умеет извлекать мелодичные звуки даже из гусиного перышка. И волшебный посох у него тоже музыкальный.

Свои музыкальные инструменты волшебник мастерит сам, а потом настраивает их накануне Сурхури — традиционного зимнего праздника чувашей. Название «Сурхури», которое переводится как «овечья нога», берет начало от забавного обычая. В праздник следовало прийти в темный хлев (обычно ночью) и поймать одну из овец за ногу. Если попадалась белая овца, поймавшего ждала удача в новом году, а если черная — быть беде.

На зимних торжествах и музыкальных вечерах Хель Мучи сопровождает его внучка — помощница Юр Пике. Ее праздничный наряд дополняет меховая шапка, украшенная монетами. 

Юный делец

А вот в Карелии за подарки к Новому году отвечает не бородатый старец с мешком, а молодой деловитый паренек. Местные называют его Паккайне — «морозец». По легенде, он родился в начале зимы во время сильного мороза прямо в телеге, груженной товарами: его родители в тот день возвращались с большой ярмарки. Возможно, именно поэтому «морозец», едва повзрослев, занялся бойкой торговлей. На празднике он предстает в купеческом одеянии, напоминающем красную накидку средневекового торгового гостя.

Паккайне тщательно следит за своей внешностью, любит смотреться в зеркало и прихорашиваться. В торговых делах и организации праздников ему помогает спутница по имени Луминайне — «снежная женщина». Считается, что Луминайне — хорошая рукодельница и вкусно готовит.

Паккайне и Луминайне стали фольклорными персонажами сравнительно недавно. А вот карельские руны — народные сказания о красоте и величии природы, сотворении мира, о подвигах и обрядах — появились много веков назад. 

Хранитель времени

Рассказывают, что каждую зиму в Якутию из Северного Ледовитого океана выходит огромный бык зимы Дыыл Ойха. И отправляется он прямиком к своему хозяину, волшебнику Эхээ Дыылу. По пути он отращивает рога — чем длиннее они вырастут, тем сильнее будут морозы. С наступлением весны у быка сначала отпадают рога, а потом он тает и бесследно исчезает в водах океана: в Якутии наступит настоящая весна.

Сам Эхээ Дыыл с приходом тепла никуда не исчезает: он не только зимний волшебник, но и хранитель времени, поэтому работает круглый год. Его часто можно встретить на сезонных праздниках в сопровождении одной из дочерей.

В старину ископаемые бивни мамонтов принимали за рога сказочного быка. В шапке с подобными рогами обычно изображают Чысхаана — дух холода, седобородого старика, который соперничает с Эхээ Дыылом за право быть главным якутским зимним волшебником.

Дед-великан

Давным-давно, еще до появления людей, на Прикамской земле жили великаны — алангасары. Велик был их рост, но никак не ум. Когда на их территорию пришли люди, алангасары испугались их смекалки и решили спрятаться в расщелине на вершине Кар-горы. Однако один из великанов — он был ниже всех ростом — оглянулся, чтобы последний раз взглянуть на родные места, а когда вновь обратил свой взор на расщелину, от нее уже не осталось и следа — Кар-гора навсегда закрылась. Долго путешествовал маленький великан, набираясь разума, и однажды встретил на лесной тропинке детей. Те великана не испугались, и это растопило сердце сурового алангасара, которого с тех пор стали называть Тол Бабай — «зимний дед».

В своих долгих скитаниях Тол Бабай научился языку птиц и зверей, а когда стал жить среди людей, освоил еще и человеческий. Говорят, старый великан владеет языками предков пермских народов — удмуртов и коми, а также помнит древнерусскую грамоту.

За сотни лет дед-великан изменил свой облик и приходит к людям в образе мудрого старца. Его легко узнать по фиолетовой шубе, а вместо мешка для подарков он использует пестерь — берестяной короб.

Изображение (фото): портал "Культура.РФ"


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11360 публикаций
Сайт: museum.cbr.ru/articles/dedov-morozov-mnogo-ne-byvaet/
Поделиться:

Интересно:

К годовщине завершения оборона крепости Баязет
10.07.2025 11:09 Аналитика
К годовщине завершения оборона крепости Баязет
Героическая оборона крепости Баязет русскими войсками завершилась 10 июля 1877 года. Во время осады бойцы гарнизона были доведены до крайней степени изнурения, которая требовала длительного гигиенического лечения. Это событие стало одним из героических эпизодов русско-турецкой войны и имело важное как стратегическое, так и моральное значение. Баязетское сражение началось 18 июня. В результате активных военных действий турецкой армии русский гарнизон оказался осажденным в небольшой цитадели в глубоком тылу противника. После планируемого избавления от него путем капитуляции или уничтожения, сводный Ванско-баязетский отряд турецкой армии под командованием бригадного генерала Фаик-паши должен был вторгнуться в российские пределы в Закавказье, границы которого на тот момент оставались фактически незащищенными. Однако попытки взять цитадель штурмом или принудить русский гарнизон сложить...
Народное ополчение в боях с фашизмом
10.07.2025 10:12 Аналитика
Народное ополчение в боях с фашизмом
В годы Великой Отечественной войны эти военные и военизированные формирования создавали в помощь РККА из тех, кто не подлежал мобилизации. Нападение гитлеровской Германии на СССР и угроза самому существованию нашего народа подняли советских людей на непримиримую борьбу с врагом. Сотни тысяч рабочих, служащих, студентов, колхозников, работников науки, техники, культуры и др. обращались в партийные и советские организации, в военкоматы с просьбой отправить их на фронт. Во многих городах началось формирование рабочих отрядов, коммунистических батальонов, отрядов партийно-советского актива, групп самообороны. Такие формирование участвовали в боях в Бресте, Гродно, Перемышле, Лиепае в первые дни войны. 24 июня 1941 года СНК СССР принял постановление о создании на добровольных началах в прифронтовой полосе истребительных батальонов. Они...
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
10.07.2025 09:44 Аналитика
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
Единственный в Москве музей деревянного зодчества находится в музее-заповеднике «Коломенское». Здесь собраны старинные постройки — от сибирской крепостной башни до уютной медоварни из подмосковного села Преображенского. Эти бревна обрабатывали топоры плотников XVII века, и почти каждый сруб пережил путешествие в сотни километров, чтобы мы узнали его историю.  Новый дом для деревянного зодчества В «Коломенском», на берегу небольшой живописной реки Жужи, притока Москвы-реки, среди сиреневых и яблоневых садов находится необычный музей под открытым небом. Здесь пять деревянных построек: медоварня, Моховая башня Сумского острога, Проездная башня Николо-Корельского монастыря, башня Братского острога, церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Большую часть масштабных экспонатов привез с Русского Севера основатель первого музея в...
Символика власти Ивана Грозного
10.07.2025 09:36 Аналитика
Символика власти Ивана Грозного
В 1550-е годы церковные иерархи оказали идейную поддержку Ивану IV при завоевании Казанского и Астраханского ханств, призывая в своих произведениях святые силы на помощь царю и его "христолюбивому воинству" в войне с "басурманами". Во время взятия Казани в 1552 году воплощением идеи божественного покровительства стало государево знамя с изображением Спаса Нерукотворного (ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля). Символика знамени восходит к иконе, на которой изображен убрус (полотенце) с отпечатком лица Христа*. Согласно царскому летописцу, Иван выступил против Казани под тем же знаменем, с которым Дмитрий Донской сражался с татарами на Куликовом поле. Хотя о реальном знамени Дмитрия Донского нам практически ничего неизвестно, можно заметить, что в глазах царских идеологов казанское знамя символизировало торжество православия над мусульманством, а также преемственность...
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
10.07.2025 09:06 Аналитика
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
Сегодня, 10 июля, в России отмечается День воинской славы России - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении, которое произошло 8 июля (27 июня по старому стилю) 1709 года. Соответствующий федеральный закон был принят в 1995 году.  В конце XVII века Швеция не была небольшой страной регионального значения, как в настоящее время, а претендовала на гегемонию в Восточной Европе и нередко играла решающую роль в европейском балансе сил. Вследствие множества успешных военных кампаний она завладела Лифляндией, Эстляндией и Финляндией, а также рядом ключевых областей на побережье Северной Германии, благодаря чему Балтийское море практически стало внутренним "шведским озером". После Азовских походов Петра I против Крымского ханства, российский император, подобно своим предшественникам, собирался и дальше...